Тайм-менеджмент на карантине
Тайм-менеджмент семьи в условиях вынужденной самоизоляции или
как правильно организовать жизнь семьи в период пандемии
COVID-19.
Вот и мы, вслед за многими странами, оказались в ситуации вынужденной самоизоляции с целью предупреждения распространения коронавируса. Дети перешли на дистанционное обучение, родители на удалённую работу, и все вместе мы вынуждены находиться в замкнутом пространстве нашей квартиры. На душе чувство тревоги неопределенности и неизвестности. Ситуация для всех нас необычная, ведь опыта жизни в таких условиях нет ни у кого из нас. Главная задача сейчас – это сохранить и поддержать физическое и психологическое здоровье детей и не потерять свое. Как организовать эффективную работу и учебу в таких условиях? Как сделать, чтобы нам всем было комфортно и уютно в кругу семьи в домашней обстановке? Вопросы не простые. Собираемся на семейный совет. Да, настоящий совет, в котором должны принять участие абсолютно все члены семьи, чтобы учесть мнение и интересы каждого. Не нравиться слово «Совет», назовите «Дума» или ещё как-нибудь.
Ну, а теперь первый вопрос: «Как организовать дома места учебы и работы для всех членов семьи одновременно?» Итак, запасаемся блокнотом, ручками, карандашами, фломастерами, ластиками, готовим лист ватмана и собираемся всей семьей. Работаем по схеме на рис.1.
Первый пункт «Провести анализ/ревизию того, что уже есть, то есть было ДО КАРАНТИНА» вопросов не вызывает? Думаю с ним всё понятно.
Приступая ко второму «Выявить и прописать потребности в пространстве/месте для работы/учёбы и отдыха каждого члена семьи» , лучше сразу записывать потребности каждого, чтобы впоследствии не упустить какой-то детали.
Рис.1
Условия пункта третьего «Опросить и прописать для каждого условия, необходимые для работы/учёбы и отдыха (тишина, TV, аудио и пр.) тоже следует записать на отдельном листочке, который будет прикреплен на видном месте. Можно красиво оформить и поместить в рамку, повесив на стене. Условия, необходимые для плодотворной работы или успешной учебы каждого члена семьи, должны быть оптимальными, и их должны неукоснительно соблюдать все без исключения. Ведь деятельность, которой вам предстоит заниматься в ближайшие дни вовсе не обычная, такого в нашей жизни раньше не было.
Пункт 4 «Взрослым членам семьи выбрать 2-3 варианта мест для своей работы/учёбы и отдыха» и пункт 5 «Предложить то же сделать детям, начиная со старших», обсуждаются именно в таком порядке, что противоречит нашей обычной семейной жизни, когда на первом месте интересы и потребности младших. Для менталитета россиян это характерно. Но в данной ситуации придется отойти от привычного шаблона, правильно расставить приоритеты – чья успешная деятельность в сложившейся ситуации важнее для благополучия всех членов семьи. Естественно, что интересы того, кто обеспечивает финансовое благополучие других членов семьи, будут главенствующими. За ними следуют интересы старших детей - у них впереди ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, профориентация, самоопределение и пр. Интересы младших в данной ситуации на последнем месте. Все остальные, включая и малышей, и бабушек/дедушек, если они переживают этот период вместе с вами, должны это понимать. 2-3 места необходимы для того, чтобы иметь возможность предотвращения возникновения конфликтогенов в случае неожиданного изменения в заданиях по работе/учёбе. Особое внимание уделите местам отдыха. Можно даже начать с этого. Обязательно предусмотреть для каждого возможность уединиться. Вспомнить о том, что играть с младшими могут и папа, и мама, и эти совместные игры принесут пользу и родителям, и детям. Даже если мама до этого никогда раньше не играла в машинки, то сейчас появилась эта возможность. Поверьте, попробовать стоит – получите массу позитивных впечатлений сами и доставите их малышу. Но помните, что эта игра не длиться до бесконечности, поиграйте немного, а дальше малыш сумеет поиграть и самостоятельно, для его развития это полезно, а вы займитесь другими делами согласно плану.
На этих двух этапах, кроме того, обсуждаются и обязанности каждого по дому. Не беда, что раньше вы/они никогда этого не делали, не страшно – стоит расти и развиваться в своих умениях и навыках. Если кто-то не может, не умеет, не должен бояться спросить, попросить. Это нормально, что старший сын или папа, прибираясь на балконе, обратиться за советом, какими моющими средствами лучше пользоваться или где взять тряпки, щетки и пр. Логично, что помощь на первых порах понадобиться и младшему, если, например ему досталось выносить мусор, выгружать стиральную машину, пылесосить. Главное верить в свои способности и развиваться дальше даже в ведении домашнего хозяйства. Да, для младших будет трудно – родителя рядом, но определенной время их нельзя обнять-поцеловать, потому что не следует беспокоить.
Пункт 6 «Выбрать оптимальный вариант для ВСЕХ, совместив записанные пожелания от каждого» и пункт 7 «Нарисовать и вывесить схемы расположения всех на одной территории: во время учёбы/работы, во время отдыха» - это результат вашего семейного совета.
Вот теперь поговорим о планировании времени.
Его организация не мене важна, ведь придется удовлетворять потребности в необходимости использования компьютеров, планшетов, прочих гаджетов и средств мобильной связи в работе/учёбе каждого, не забывая и о развлечениях. Здесь поможет организация режима дня каждого с учетом потребностей остальных. Кроме того ранний подъем и ранний уход ко сну младшего и поздний подъем и поздний отбой старшего, поможет там, где дети между собой не очень ладят. Итак, опять вооружаемся ватманом, карандашами, фломастерами, и совместными усилиями семейного совета, составляем схему по времени и пространству с учетом потребностей и интересов каждого – рис.2. Не забудьте о необходимости физической активности каждого.
1. Написать график жизни каждого члена семьи ДО карантина.
2. Написать график жизни каждого члена семьи во время карантина.
3. Сравнить графики и выявить зоны времени: учебного/рабочего, отдыха, свободного/дополнительного.
4. Написать графики «жизни на территории» до карантина и сейчас.
5. Составить план времени занятости территории: кто, где, когда находится, с учетом интересов каждого.
6. Вместе обсудить схему расположения каждого по времени на территории.
7. Нарисовать и вывесить в доступном для всех месте.
Теперь можно приступать к выполнению. Но учтите, дорогие родители, что дети соблюдают условия лучше взрослых!!! Для них это всё серьёзно. Но если взрослые начинают нарушать, то с детьми потом будет просто не справиться. Если дети уже начали бегать по потолку, то значит, у родителей нет согласия между собой, но стоит вернуться к выполнению плана, как всё нормализуется.
Да, такая организация жизни семьи необычная, но в сложившейся ситуации это вынужденная мера. Опыта существования в таких условиях нет ни у кого из нас. В психологии проблемами жизни людей в условиях изоляции занимались только психологи, обеспечивающие благополучие космических экипажей.
Для нас с вами сейчас главное сохранить здоровье физическое и психическое свое и наших близких.
будем
распространять
вирус
- Позитива#
- Любви#
- И#
- Спокойствия!!!
Ваш психолог Елена Ивановна.
В статье использовались материалы выступлений спикеров онлайн конференции Психомер-практикум Интернет-Портала профессиональных психологов АттитюдРФ «Инструменты психолога для работы в условиях карантина» - https://web.blyumin.ru/room/psihomer